Страница в разработке
 

Экзаменационные требования

 
В соответствии с утвержденной Федеральным агентством по физической культуре и спорту Учебно-методической программой "Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде"

Теоретический блок:

1. Обучение детей.
Анатомо-физиологические и психологические особенности. Классификация детского возраста. Комплектация детских групп. Принципы обучения. Особенности методики обучения. Проблемы при обучении.

2. Безопасность.
10 правил ФИС. Правила пользования КД. Классификация горнолыжных трасс.

3.Техника выполнения приемов.
Горные лыжи: Понятие стойки горнолыжника. Стойка прямого и косого спусков. Упоровая техника. Типы соскальзываний. Простейшие повороты на параллельных лыжах. Скользящий поворот на параллельных лыжах. Комбинированный поворот. Резанный поворот.
Сноуборд: Стойка: основная направленная стойка, основная центральная стойка. Определение опорной, "ведущей" ноги (регуляр, гуфи, свитч). J – Поворот (поворот «front side», поворот «backside»). Типы соскальзываний. Виды разгрузки. Скользящий поворот. Комбинированный поворот. Резанный поворот.

4. Первая помощь.
Предвидение опасности, избегание опасности и адекватные действия при ЧП. Виды помощи и место оказания. Первая медицинская помощь. Доврачебная медицинская помощь. Первая врачебная медицинская помощь. Квалифицированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь. Определение первой медицинской помощи и сроки оказания. Первые действия оказывающего помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Тактика проведения реанимации. Признаки эффективной реанимации. Признаки биологической смерти. Техника реанимационных мероприятий. Алгоритм оказания помощи при клинической смерти. Алгоритм оказания помощи при черепно-мозговой травме. Кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Способы остановки. Техника наложения жгута или закрутки. Переломы. Открытые и закрытые переломы. Алгоритм оказания помощи при переломах. Раны. Профилактика травматического шока. Содержание поясной сумки инструктора.

5. История.
Сондре Норхейм 1825-1997 – отец горнолыжного спорта. Изобретение телемарка. Изобретение христиании и первые соревнования в 18979 г. в Гусби. Лилиенфельдская техника лыж М. Здарски (1896г.) Арлбергская школа Ганса Шнейдера в начале 20 века. Техника Т. Зеелоса 30-е годы «параллельный мах» (чистая Христиания) – ротационный поворот. Поворот «руада» Эмиля Алле. Французская техника. Австрийская школа С. Крукенхаузера в послевоенные годы. Легкая Христиания – французская школа 60-х годов. Техника 70-80-х годов (жимовый поворот, авальман, коньковый поворот). Техника «диагонального поворота» конца 80-х годов. Карвинговая техника с конца 90-х годов. История сноубординга.

6. Биомеханика горнолыжного спорта.
Центр масс. Внешние и внутренние силы, воздействующие на горнолыжника (сноубордиста) - трения, тяготения, центробежная, центростремительная, сила реакции опоры (склона), давления и т.д.

7. Инвентарь и оборудование.
Подбор инвентаря. Классификация. Назначение. Подготовка лыж, сноуборда.

8. Педагогика, психология и методика.

Цели (задачи) обучения
Безопасность катания на горных лыжах. Эффективность. Ситуация успеха (радость, удовлетворение обучаемых). Эстетичность (красивое катание).

Методы обучения горнолыжной технике
I и II класс - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный;
III класс - эвристический, исследовательский

Принципы и основные дидактические правила обучения
Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип сознательности самостоятельности и активности. Принцип наглядности. Принцип систематичности. Принцип последовательности. Принцип преемственности. Принцип прочности. Принцип связи теории с практикой. Принципы доступности обучения: «от известного к неизвестному»; «от простого к сложному»; «от легкого к трудному»; «от главного к второстепенному»; «от общего к частному». Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Технология обучения
Полная управляемость учебным процессом. Проектирование учебного процесса. Воспроизводимость обучающего цикла.

Средства обучения
Материальные (технические) средства обучения ТСО: тренажеры, батут, бом, роликовые коньки, маркеры трасс, древки и т. П. Идеальные (умственные) – речь, письмо, схемы, графики и т.п.

Методы стимулирования (побуждения)
Соревнования. Поощрения. Наказания.

Оценка результатов обучения
Контроль как педагогическая диагностика. Формы контроля – экспертный и объективный. Методы контроля: устный, письменный, тестовый, практический. Оценка знаний и навыков: знаком, применяет, овладел и т.д.

Особенности комплектования учебных групп
В зависимости от возраста, пола, уровня физической и технической подготовленности.

Структура (план) занятий
Подготовительная часть (разминка) 10-15% времени. Согревающие упражнения. Растяжка.
Основная часть – 80-85% времени. Упражнения на координацию и равновесие. Изучение нового элемента. Повторение пройденного материала.
Заключительная часть – 5% времени. Свободное катание. Заминка.

Этапы изучения нового элемента техники
Название нового элемента. Краткая характеристика и описание биомеханики движения. Демонстрация в конечном виде. Подводящие упражнения. Отработка движения в целом. Исправление ошибок (корректирующие упражнения). Совершенствование техники выполнения приема.
Исправление ошибок. Принцип позитивной педагогики.
Этический кодекс тренера (инструктора). Психологические аспекты общения с клиентами (техники общения). Дистанции общения. Профилактика конфликтных ситуаций.

9. Снег, его формы и лавины.
Формы снега и его метаморфизмы. Понятие о лавинной опасности. Признаки ранее сходивших лавин. Классификация лавин. Поражающие факторы лавин. Европейская шкала лавинной опасности. Правила поведения на лавиноопасном склоне. Действия группы при попадании участника в лавину.

10. Факторы высокогорья.
Малогорье - до 400 м. Низкогорье - от 400 до 1000 м. Среднегорье - от 1000 до 2000м.
Высокогорье - более 2000 м.
Пониженное парциальное давление во вдыхаемом воздухе. Понятие о горной болезни.
Сроки акклиматизации. Профилактика.
Пониженное барометрическое давление. Симптомы расстройств.
Повышенная инсоляция. Способы профилактики.
Воздействия пониженной температуры. Профилактика.
Ветровое воздействие.
Объективные опасности в горах. Субъективные опасности в горах.
Статистика травм.

Методический блок:

А) проведение занятия на снегу.

Темы занятий - горные лыжи:

1. Вводное занятие
Подбор инвентаря. Лыжи. Лыжные палки. Ботинки. Регулировка креплений. Одежда, очки, перчатки. Способы переноски лыж.
Упражнения на равновесие на месте. Повороты на месте веером (вокруг носков, пяток лыж и центра ботинок). Скользящие шаги на месте. Попеременный ход и одновременный ход с опорой на палки. Приставные шаги. Коньковый ход. Разворот «махом». Подъем вверх по склону. Умение падать и вставать. Помощь инструктора при падениях.

2. Прямой спуск
Склон пологий (3-5o) с выкатом.
Описание стойки прямого спуска. Демонстрация. Первые спуски с остановкой на выкате. Упражнения на продольное (полуприсед в движении, наклоны, подпрыгивания и т.д.) и боковое равновесие (наклоны, подъем пяток лыж, скользящие шаги, переступания во время движения, спуск по диагонали и т.д.) в прямом спуске. Корректирование ошибок. Переступание к склону.

3. Движение в плуге (в упоре), торможение и остановка плугом

Склон пологий (5-7o).
Контроль скорости и остановка.
Отработка положения плуга на ровном месте (переступанием, прыжком, раздвиганием пяток лыж). Скольжение в плуге. Широкий, узкий плуг. Прямой спуск, скольжение в плуге. Торможение плугом до полной остановки. Плуг по диагонали.

4. Поворот плугом
Склон пологий (4-6o).
Простейший поворот, дающий возможность изменять направление спуска.
Описание поворота. Демонстрация сопряженных поворотов плугом. Подводящие упражнения (Поворот с линии падения склона, поворот через линию падения склона. Исполнение полного поворота в обе стороны. Сопряженные повороты плугом на трассе слалома.) Корректировка ошибок (упражнения: давить руками на внешнее колено, приподнимать пятку внутренней лыжи, в паре - копирование инструктора и т.д.).

5. Косой спуск (траверс)
Склон средней крутизны (10-12o).
Вариант безопасного спуска и способ пересечения широких склонов.
Описание стойки косого спуска. Демонстрация косого спуска с маховым разворотом в обе стороны. Отработка стойки на месте. Косой спуск и анализ следа. Корректирующие упражнения (поворот верхней руки вниз по склону, смена траектории переступанием вверх, поднимать пятку верхней лыжи и т.д.).

6. Соскальзывания
Объяснение, демонстрация и отработка бокового соскальзывания в основной стойке. Объяснение, демонстрация и отработка косого соскальзывания. Объяснение, демонстрация и отработка скругленного соскальзывания. Серия скругленных соскальзываний различного радиуса.

7. Поворот из упора
Склон средней крутизны (10-12o).
Объяснение и демонстрация поворота из упора в режиме резаного ведения. Подводящие упражнения (Из положения плуга в пологом траверсе во время движения придвинуть верхнюю лыжу параллельно нижней и закончить в стойке косого спуска; то же из крутого траверса; то же с линии ската. Одиночный поворот.) Исполнение элемента в общем виде. Коррекция ошибок. Объяснение, демонстрация и отработка скользящих сопряженных поворотов из упора.

8. Простейшие повороты на параллельных лыжах

Склон пологий (5-7o) с выкатом.
Объяснение, демонстрация и отработка скользящих поворотов. Коррекция ошибок. Объяснение, демонстрация и отработка простейшего поворота на параллельных лыжах. Подготовительные упражнения (поворот к склону со сменой стартовой позиции, «гирлянда», одиночный поворот, сопряженные повороты). Укол палкой. Коррекция ошибок. Отлогий резаный поворот. (Вспомогательные упражнения: спуск с палками под задней частью бедер, с кулаком между коленями, имитация стойки скоростного спуска и т.д.).

9. Скользящие повороты на параллельных лыжах

Определение, характеристика скользящих поворотов. Подводящие упражнения. Исполнение в общем виде. Совершенствование техники скользящих поворотов большого и среднего радиуса на склонах разной крутизны и переменном рельефе.

10. Резаный (карвинговый) поворот

Определение, описание, демонстрация карвингового поворота. Подготовительные упражнения. Резаный поворот большого радиуса на пологом склоне. Коррекция ошибок. Резаный поворот среднего радиуса на пологом склоне. Совершенствование техники исполнения.

11. Обучение детей
Подвижные игры и соревновательные методы проведения разминки. Применение дополнительного оборудования и инвентаря для обучения детей и оформления склона. Модификация «взрослых» упражнений в «детские». Нюансы «детской» методики обучения.

Темы занятий - сноуборд:

Критерии проведения занятия
  • Выбор склона;
  • Соблюдение техники безопасности;
  • Владение группой;
  • Знание методического ряда;
  • Знание корректирующих упражнений;
  • Знание подводящих упражнений;
  • Демонстрационная техника приема;
  • Умение выявлять ошибку.
В) анализ ошибок ученика.
  • «Тест выявление ошибки»
  • «Тест анализ техники»

Технический блок:

Технические приемы (горные лыжи):
  • элементарные приемы
  • прямой спуск с серией упражнений
  • торможение плугом
  • поворот плугом
  • косой спуск
  • соскальзывание-торможение
  • поворот из упора скользящий, резаный
  • серия соскальзываний
  • простейший поворот на параллельных лыжах
  • скользящий поворот среднего и малого радиуса с уколом палкой
  • отлогий резаный поворот
  • комбинированный поворот разного радиуса
  • резаный поворот большого, среднего и малого радиуса с уколом палкой
  • прохождение трассы
  • фристайл
Технические приемы (сноуборд):
  • элементарные приемы
  • прямое скольжение на пологом спуске
  • прямые соскальзывания
  • косые соскальзывания
  • «падающий лист» - элементарные скругленные соскальзывания
  • траверс простой
  • гирлянда косых соскальзываний
  • J – поворот (фронтсайд, бэксайд)
  • J – гирлянда – скругленные соскальзывания
  • траверс с активной разгрузкой (с подскоком)
  • скользящий поворот большого, среднего, малого радиуса
  • комбинированный поворот разного радиуса
  • резаный поворот большого, среднего, малого радиуса
  • прохождение трассы
  • фристайл, джиббин

Наши контакты:
тел:+7(495)220-14-53, +7(495)785-93-75, +7(916)219-77-11
e-mail: director@ski-school.ru

Дизайн и разработка сайта:
lidakraiko@gmail.com