Учебный Центр, по приглашению организатора – Российско-Австрийского предприятия по производству канатных дорог «СКАДО», принял участие в третьем Международном Семинаре, проходившем с 18 по 21 июня на борту 4-х палубного теплохода «Семен Буденный» в рамках круиза по Волге. В Международном Семинаре приняло участие более 100 организаций, в том числе представляющих горнолыжные комплексы России, ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках программы Семинара был заслушен доклад Директора УЦ Данилина В.И., после которого, в связи с живым интересом участников, прошла дискуссия, состоялись встречи и достигнуты конкретные договоренности с представителями горнолыжных комплексов о проведении Семинаров по подготовке инструкторов в сезоне 2007-08 гг. Вашему вниманию предлагается содержание доклада.

Развитие индустрии массового горнолыжного отдыха и Российской системы подготовки инструкторов горнолыжного спорта и сноуборда

Основным звеном в безопасном и эффективном освоении техники горных лыж и сноуборда любителями является инструктор. Для реализации спортивных наклонностей такую роль играет тренер-преподаватель. Учитывая огромные просторы России, необходимо разработать и внедрить единую программу подготовки инструкторов и методику обучения горным лыжам и сноуборду, которые будут являться основным стержнем системы обучения туристов-горнолыжников. Такого рода программы и методики были в свое время разработаны в Советском Союзе. Однако более 20 лет не проводилась работа по обновлению методики и выпуску официальных документов. За это время в горнолыжной технике произошли коренные изменения. Эта ситуация усугубляется также тем, что появляются различные варианты зарубежных методик, которые не учитывают особенности российского менталитета и отечественных горнолыжных трасс. Эти методики, в первую очередь, рассчитаны на слабые физические кондиции обучающегося и плохие начальные навыки скольжения, а также на идеальные горнолыжные трассы. Между тем в России имеется уникальный опыт, как массового обучения горнолыжников, так и подготовки выдающихся горнолыжников-спортсменов (Сидорова, Жиров, Гладышева, Комаров и многие другие), учитывающий материальную базу, климатические и экономические условия и особенности национального менталитета.
Учитывая вышесказанное, Учебный Центр Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России разработал программу и методику, которые являются результатом отечественного практического опыта и учитывает современные тенденции горных лыж и сноуборда. Структура методики является достаточно традиционной для всех подобных методик в ведущих горнолыжных странах (Франция, Австрия, Италия, США, Канада, Швейцария). Три основных уровня подготовки горнолыжников-любителей соответствует основным категориям горнолыжников – новички, средние и прогрессирующие, эксперты. Особенностью данной методики является акцентирование внимания на современном резаном (карвинговом) повороте, идеальный вариант выполнения которого является основой современной спортивной техники. Уже с элементарных упражнений прослеживается тенденция освоения резаной техники, адаптированной для любителей. Возможность на практике применять элементы современной спортивной техники лыжниками-любителями появилась благодаря прогрессу горнолыжного инвентаря (появления лыж-карвов).
Не осталась без внимания и традиционная техника скользящих поворотов, без которой трудно обойтись на многих разбитых и неподготовленных российских трассах. Разработанная программа подготовки инструкторов представляется достаточно логичной с педагогической точки зрения. Часовая нагрузка соответствует принятым нормам физкультурно-спортивного образования. Этапность подготовки инструкторов (четыре основных категории инструкторов) связана с реалиями российской действительности. В настоящее время в России затруднена непрерывная подготовка инструктора по всей программе за один цикл из-за финансовых и временных ограничений. По этой причине предлагаемая многоступенчатая система представляется достаточно эффективной (такая же система принята и в ряде других стран – Австрия, США, Швейцария). Очень актуальна программа лавинной школы разработанная профессиональным ученым-лавинщиком, который одновременно является действующим практиком-экспертом по лавинам и сноубордистом-фрирайдером..
В последнее время УЦ ФГССР отвечает также за соблюдение международного статуса профессии горнолыжного инструктора и поддерживает контакты с национальными профессиональными ассоциациями инструкторов. УЦ ФГССР проводит совместно с Французским синдикатом инструкторов и Государственной школой лыж и альпинизма Франции отборочные тесты для российских кандидатов, желающих пройти французский курс обучения и получить соответствующий сертификат международного уровня, являющийся одним из наиболее авторитетных в мире.
В то же время минимальный зарубежный стандарт нам не подходит, наш минимум выше. Например, наша III категория инструктора ни в коей мере не соответствует категории «С», или II категория – категории «В». Российская методика является результатом отечественного практического опыта и менталитета российского туриста. Так, инструктор III категории в полной мере владеет методикой обучения скользящего поворота на склонах средней крутизны, навыками резаного и комбинированного поворота. А инструктор категории «С» - это поворот из упора, а нужен ли такой инструктор? Мой 30-летний опыт работы с горнолыжниками показывает, что российский турист на 3-й – 5-й день обучения желает спускаться с горы на параллельных лыжах.
При разработке новой методики основное внимание уделялось следующим особенностям России:
•  Начальные навыки скольжения учеников. Россия страна, в основном, снежная и с большим числом морозных дней. Катание на равнинных лыжах явление в России распространенное. Поэтому средние навыки начального скольжения, как и знакомство со снегом у россиян существенно выше, чем, например, у европейцев.
•  Мотивация. Стремление к быстрому прогрессу и нежелание дисциплинарного нажима при горнолыжном обучении связано с неоправданными ограничениями и постоянном давлением администрации всех уровней в обыденной жизни.
•  Качество трасс и подъемников. Качество трасс на большинстве горнолыжных центров России пока далеко от идеального. Некоторые центры лучше всего подходят под термин «внетрассовое катание» или «фрирайд». Даже там, где трассы готовятся хорошо (например, Красная Поляна, Абзаково, Банное Озеро) большая нагрузка на них приводит к ухудшению состояния трасс во второй половине дня. Особой проблемой является большое число лыжников на единицу площади трассы, что уменьшает безопасность обучения. Следует также учитывать и небольшую длину трасс в малых горах (Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Поволжье). В ряде случаев медленные подъемники и большие очереди на них уменьшают эффективное использование времени для обучения.
•  Климат и состояние снега. Низкие температуры требуют более интенсивных занятий и большего числа свободных спусках. Снег на отечественных трассах обычно более морозный и жесткий, чем в Европе.
•  Социально – экономические предпосылки. Не всегда экономическое положение ученика делает возможным оплатить полный курс обучения. Поэтому необходимо предусматривать сокращенные варианты обучения, позволяющие, тем не менее, обеспечивать необходимые требования безопасности. Особенно внимательно нужно относится к ученикам с более низким социальным статусом .
Распространение единой Российской методики обучения горнолыжников и сноубордистов и реализация общего стандарта профессионального инструктора России в наибольшей степени ускорит развитие массовой горнолыжной индустрии России.

Директор УЦ ФГССРоссии Виктор Данилин