Советы эксперта
 
Вернуться обратно

Горные лыжи

Лыжи, ежедневный уход(ЕУ) и техническое обслуживание(ТО)
Константин Муранов

В процессе выписывания дуг на склонах различного профиля и качества горные лыжи приходят в негодность. Поэтому основная цель данного сообщения рассмотреть способы отдаления этого печального момента.

Кристаллы снега действуют как хороший абразив (шкурка). В результате скользящая поверхность катаных лыж приобретает знакомый многим белесый цвет. Противостоять процессу износа скользящей поверхности можно, если периодически парафинить лыжи. Для лыжника, который проводит в неделю от 3 до 6 часов на снегу, достаточно проделывать эту операцию примерно 1 раз в месяц.

Лыжи очищаются тампоном, смоченным в бензине или ацетоне (лучше и тем и другим в указанной последовательности). Затем, после недолгой просушки скользящая поверхность лыжи жирно натирается парафином-грунтовкой (можно и свечкой при отсутствии набора мазей), затем поверхность заглаживается разогретым утюгом (особенно удобны небольшие "галстучные" утюжки). Разогретый парафин заполняет дефекты поверхности, а его избыток убирается циклей, то есть ровной стальной пластиной (подходит, например, широкий шпатель). Поверхность окончательно доводится полировкой с помощью пробки. Затем на лыжи сверху и снизу одевают по длинному полиэтиленовому пакету, и вы готовы к старту. Пакеты одевают для того чтобы во время переноски, попадающий между лыжами мусор (пыль, песок), не царапал поверхность. Необходимость этого хорошо видна до обработки - обратите внимание на то, что более всего скользячка попорчена на 20-сантиметровых участках у носка и пятки лыжи.

Вспомним, что ведение дуги поворота проводится на закантованной лыже, то есть давление снега на область скользящей поверхности, прилегающую к канту, существенно выше чем в середине. Поэтому и износ ее в этом месте больше. Проверить это легко - достаточно приложить к скользячке линейку, лучше металлическую. Если вы увидите, что профиль скользящей поверхности далек от прямой линии и немного похож на букву "W", значит cнег "выел" пластик вдоль кантов. При этом максимальный повреждающий эффект обнаруживается в районе грузовой площадки. Сами канты несколько скруглены и выступают над скользящей поверхностью как две рельсы. Такая поверхность неминуемо приведет к возникновению ошибок в технике катания на рыхлом, рассыпчатом или глубоком снегу: выступающие канты не дадут лыжнику правильно вести дугу поворота. На жестком снегу и крутом склоне последствия неровной скользящей поверхности как бы менее заметны - лыжа даже сильнее врезается в снег, но и более опасны, так как степень закантовки лыжи будет определяться не вами, а изменяющейся по длине геометрией повреждения. Следовательно, возможны неожиданные проскальзывания.

Поэтому надо закрепить лыжу в тисках и с помощью подходящих напильников стачивать лыжу со стороны скользячки пока поверхность не будет абсолютно гладкой. Проверка проводится с помощью той же самой металлической линейки. После обработки напильником поверхность необходимо загладить, для этой цели подходит канторез. Надо только снять с него направляющую пластину.

Если на поверхности остались дефекты - вчера по камням поездили, то их необходимо заделать, например, следующим способом. Из полиэтиленовой палочки вырезается стружка (кусочек) подходящего размера, то есть чуть больше чем повреждение. Кусочек вкладывается в царапину, накрывается тефлоновой пленкой и прогревается паяльником (100 ВТ) до тех пор, пока под жалом паяльника вы не будете чувствовать пружинящую однородную массу. Важное предупреждение - не перегрейте, скользячка может начать отслаиваться! На прогретое место прижимается с помощью струбцины или тисков деревянный отшлифованный брусочек. Не переусердствуйте с давлением - один начинающий ski-master так сжимал зону изгиба на носке лыжи, что она стала представлять собой, как бы, часть многоугольника. После остывания поверхность заглаживается и царапины как не бывало.

Особый случай - ремонт повреждений у канта. Бывает, что дыра доходит до металла. Пытаться приварить к нему полиэтилен занятие безнадежное! Поэтому надо аккуратно обрезать края повреждения, затем с помощью эпоксидной смолы смешанной с алюминиевой пудрой (1/1 по объему) на металл приклеить кусочек стеклоткани и только потом приваривать полиэтилен.

В качестве временного средства можно использовать горящий полиэтилен. Временного потому, что во время горения длинные молекулы полиэтилена рвутся на короткие фрагменты, прочность пластика падает, и такая заплатка скоро выкрошится. Надо поджечь палочку и, держа ее максимально близко к поверхности, залить повреждение. Наверное, можно подобрать такие условия сжигания, при которых прочность полиэтилена снизится не намного, но лично мне это удалось лишь один раз.

В заключение несколько слов о кантах. Не ленитесь бархатным напильником стачивать небольшие дефекты, которые возникают практически после каждого катания. Ваше скольжение станет существенно легче.

Что еще прочитать о ремонте лыж:

Александр Михайлов. Как отремонтировать скользячку

Е. Светогоров. Старые лыжи и крепления


На основную страницу >>>

Member of skinet topsites