Учебная программа
 
Вернуться обратно

О проблемах подготовки горнолыжных инструкторов в России и немного о горных лыжах.

Алексей МОРОХОВ


В современном мире, пронизанном теле-, радио-, нет- и прочими инфо-коммуникациями, практически любому человеку знакомы завораживающие кадры с фрирайдерами, парящими в снежных массах по невообразимым склонам высокогорного freerideрая, текучие, пластичные движения профессиональных лыжников или сноубордистов, проходящих слаломные ворота, полёты на суперскорости в даунхилле. А доступность этих видов активности практически любому возрасту и физическому состоянию, тот душевный подъём, который испытываешь во время самого процесса катания и после, да и рекламные удары по нашему сознанию вызывают во всем мире интерес к горным лыжам, сноуборду и иным скользящим по снегу инструментам. И, конечно, хочется это делать именно так, как мы это видим у профи. Как же этого добиться? Логика подсказывает, что точно не прогадаем, если будем ориентироваться на профессионалов. Инструкторов то есть. И это так во всём мире. Инструкторы - это украшение любого горнолыжного курорта, его полномочные представители, те, кто учат, оберегают туриста, являясь, в некотором роде, "законодателями курортных мод", занятия с которыми, порой, становятся ключевым фактором при выборе места отдыха. А кто же они такие, эти современные инструкторы?
Современный инструктор - это, прежде всего, классный катальщик и демонстратор, владеющий, конечно, самыми современными техниками и всеми скользящими приборами - какими-то лучше, иными хуже (это понятно), у каждого ведь свои предпочтения, - но горные лыжи, сноуборд, беговые, сноублейд, элементы телемарка - это "must", на всем на этом современный специалист должен быть в состоянии давать уроки своим клиентам.

Понятно, что просто так, за две недели им не станешь, таким катальщиком, нужна определённая техническая база - обычно инструкторами становятся горнолыжники-сноубордисты, занимавшиеся этими дисциплинами, как спортом, в каких-либо клубах или секциях. Кроме того, с эволюцией техник и оборудований необходимо постоянно себя "апгрейдить", интересоваться всем новым в нашем бизнесе и поддерживать тренировками определённые технические и физические кондиции. Что же, между тем, происходит на российских курортах? Да на многих горнолыжных станциях инструкторам просто не позволяют кататься в свободное от занятий время, не говоря уже о том, чтобы поощрять сам процесс повышения квалификации, тренировки. Да, впрочем, и сами они, частью, не особо стремятся к совершенству - не существует в настоящий момент в России грамотной системы стимулирования инструкторов к улучшению своего технического уровня и категории дипломов.
Но это далеко не всё. Покупая урок с инструктором, клиент вверяет ему, по крайней мере, на время занятий, своё здоровье и саму жизнь. В России, к сожалению, пока нет ещё курортов с протяжёнными трассами, ну, скажем, километров двести, но ведь когда-нибудь будут и, возможно, довольно скоро. Тем не менее, малые горы или большие, подмосковный склон с перепадом высот в 50 метров или всеми нами ностальгически любимый Чегет, но Горы(!) - это пространство неустойчивого равновесия, где каждые десять минут условия среды, окружающей лыжника, и её, этой среды, восприятие могут кардинально измениться. И поэтому современный инструктор - это настоящий специалист в вопросах безопасности в горах, всех её аспектов, отдающий себе отчёт в любой момент занятий, что и как он делает, что и как делают и могут сделать его клиенты. Почему я затронул этот вопрос? Да потому, что в мире современных инструкторов во главу угла любого занятия ставится безопасность клиента.

Что же дальше? А вот что. Поскольку работать приходится с туристами самых различных возрастов, физических кондиций и allsylesмотивации, современный инструктор должен быть талантливым педагогом, любящим людей и своё дело, считающий передачу накопленных знаний и умений другим благородным занятием, который в состоянии найти подход к любому, а среди многообразия приемов, упражнений и методик выбрать оптимальные. К тому же, ему нужно чётко представлять себе те страхи, комплексы и проблемы, которые могут преследовать клиента. И как помочь человеку победить это. Психолог? Пожалуй.

Далее. Уже давненько люди едут в горы не только укататься до одури, но и, как говорят англоязычные, "have fun". В том числе, во время занятий с инструктором. Да-да, современный инструктор - это ещё и шоумен, разносторонне образованный харизматичный человек, способный поддерживать разговор на любую тему, а часто и урок построить, как своеобразное шоу или игру. И это важно как для групповых занятий, так и для индивидуальных, как для занятий с детьми, так и со взрослыми.
Ну, и, конечно, инструктор должен хорошо понимать коммерческую подоплёку функционирования горнолыжной индустрии, взаимосвязь между различными её звеньями - туристическим агентством, горнолыжной школой, системой подъёмников и трасс, персоналом, их обслуживающим, ресторанами, прокатом и продажей горнолыжного оборудования, организацией апрески и т.д. Иначе говоря, быть хорошим продавцом туристического продукта в целом и своего, преподавательского, в частности.

Как же вырастить таких специалистов? Где найти базу для их создания? Глупо мечтать, что стать профессионалом такого уровня можно за месяц - за два. Да и за год возможно ли? Ведь люди учатся десять лет в школе, потом пять - шесть в институте, порой года три в аспирантуре и, придя на предприятие, ещё несколько лет трудятся на нём прежде, чем овладеют своей специальностью.
Возможность воспитания и подготовки высокопрофессиональных кадров, как правило, связана с привлекательностью той или иной профессии. Привлекательность имиджа профессии горнолыжного инструктора - это, прежде всего, здоровый образ жизни и благородная деятельность преподавателя, а также уверенность в достойном уровне оплаты труда инструктора и его социальной защиты.

Что же происходит в жизни российских инструкторов? Средняя стоимость одного часа занятий с инструктором по России Abzakovoколеблется от 200 до 700 рублей. Из этой суммы горнолыжной школе идёт обычно не более 30%, а уж инструктор получает ...ещё меньше. За сезон, что длится, в среднем, четыре с половиной - пять месяцев, типичный инструктор вырабатывает порядка пятисот часов. Допустим, получая чистыми ...сколько? Сто рублей за час? А за сезон? 50 000? А ведь есть станции, где эта сумма раза в два-три меньше. А что делать остальные семь месяцев в году? Многие европейские или североамериканские инструкторы на наше лето уезжают работать в южное полушарие - там как раз зима - в Чили, Аргентину, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию. Мне самому удалось так прожить пару лет. Прикольно, хотя и тяжело весь год работать на снегу. Есть в Европе и Северной Америке станции, которые открываются месяца на три и летом, или даже работают почти круглогодично. А что делать русским? К чему приводит такая ситуация в наших горнолыжных центрах? К тому, что люди особо не дорожат своими местами, предпочитая работать напрямую с клиентами, фактически делая это безлицензионно, "по-чёрному". Да! может быть, у них и нет такой клиентской базы, что даёт школа, но, получая те же деньги, работают в три раза меньше. Иные предпочитают два-три раза за сезон выезжать с клиентами в Европу, но это уже совсем другой разговор. В итоге, что же мы имеем?

А имеем то, что профессии горнолыжного инструктора, как таковой, в России не существует. Ведь даже в Реестре Профессий Российской Федерации её нет, не существует такой профессии, как "инструктор по горным лыжам и сноуборду". То, что есть на сегодняшний день, - это, чаще всего, дополнительный заработок.
Не существует грамотно разработанного порядка открытия и функционирования горнолыжных школ. Ведь кто на сегодняшний день может открыть горнолыжную школу? Вы знаете? Выпускник института физкультуры или несколько таких выпускников. А разве выпускник института физкультуры имеет опыт работы в такой школе? Знает все детали и особенности её функционирования? Вырос, как специалист, как профессионал в одной или нескольких из них, как это происходит в большинстве горнолыжных стран? Собственно, относительно недавно в России появилось второе в стране горнолыжное отделение на тренерском факультете физкультурного института - в г. Чайковский. Но ведь работать тренером со спортсменами - это совсем не одно и то же, что давать уроки любителям.

А сами школы, в большинстве своём, являются юридически частью горнолыжных центров, а на некоторых курортах инструкторов берёт на работу сам центр, не имея даже зарегистрированной школы, как таковой. Руководитель или хозяин горнолыжного центра могут быть семи пядей во лбу, как менеджеры, как директоры курорта, но значит ли это, что они в состоянии - я не говорю уже о легитимном аспекте проблемы, о гражданской ответственности - грамотно администрировать горнолыжную школу?

А на основании чего, вообще-то говоря, инструктора под вопросом могут взять на работу в горнолыжную школу или он может работать как независимый горнолыжный инструктор? Существует ли какой-либо единый сертификат, дающий право на преподавание горных лыж и сноуборда на территории Российской Федерации? К сожалению, и здесь не всё так просто. На сегодняшний день, думаю, лишь у Учебного Центра Федерации Горнолыжного Спорта и Сноуборда России есть лицензия на подготовку подобных специалистов (а ведь есть ещё и спасатели, и персонал, обслуживающий подъёмники и трассы, и лавинная служба и т.д.). Впрочем, параллельно курсы по подготовке инструкторов проводят ещё несколько центров. Но вот какая деталь! У каждого центра своя программа. Кто-то внедряет систему, принятую в США, кто-то - в Словакии, иные - ещё где-то. И ведь выдают дипломы об окончании школ этих стран. Спрашивается, для работы где? В России? Или, может быть, в Андорре? Конечно, необходимо использовать любой конструктивный опыт, опыт всех национальных школ, но ведь пиарить чужой продукт - это же, по крайней мере, непатриотично, а?

В начале декабря прошлого года на встрече представителей различных учебных центров в кабинетах Федерации Горнолыжного Спорта и Сноуборда России было решено подготовить и принять единые программу подготовки инструкторов по горным лыжам и сноуборду и методику преподавания этих дисциплин туристам-любителям. И что? Уже август на дворе, а воз и ныне там. А ведь не за горами и сезон следующий.
Ок. Допустим, будет принята эта единая и обязательная для всех учебных центров программа подготовки. Создадим независимую экзаменационную Комиссию, и будем выдавать сертификаты лишь успешно сдающим эти экзамены. Но ведь опять же, эта система начнёт эффективно работать лишь тогда, когда появятся положения, регламентирующие порядок функционирования горнолыжных центров и школ и позволяющие контролировать аспекты именно инструкторской работы.

Но вот будут ли наши инструкторы утруждаться в своём инструкторском становлении, в повышении своего профессионального уровня? В конце марта этого года, в рамках совместного французско-российского проекта в области горнолыжной индустрии, Национальная Школа Горных Лыж и Альпинизма Франции совместно с Учебным Центром Федерации Горнолыжного Спорта и Сноуборда России провели на склонах клуба Л.В. Тягачёва тесты по отбору из Г. Майер на трассероссийских инструкторов кандидатов на интеграцию в систему французских школ. С обязательным дальнейшим прохождением полного французского курса подготовки инструкторов в Шамони. Из тридцати одного участника, что нам удалось собрать за очень короткий срок, были отобраны по результатам специального слалома одиннадцать человек. Двое не проходили по возрасту - меньше 18. Двое просто не пришли на собеседование, хотя их результаты были одними из лучших. Что ж, не интересно, значит, людям, работать инструкторами. Тоже можно понять. Из оставшихся семи были отобраны после собеседования четверо. Кто же эти люди? Аня Моисеенко и Настя Карачёва, бывшие члены сборной России, Александр Хорошилов (состоит в сборной и сейчас) и мастер спорта Борис Прошляков. А ведь большая часть всех горнолыжников, принявших участие в тестах, - мастера и кандидаты в мастера спорта. И многие из них профессионально занимаются вещами, далёкими от горных лыж. Зачем же участвовать в этих тестах? Да очень просто. Во Франции национальный инструктор получает от 40 евро за час занятий, плюс бонус за стаж, языки и прочее, по окончании сезона. С выработкой в 500-600 и более часов легко подсчитать, что летом можно и не работать, а сидеть у моря и курить бамбук. Что многие и делают. Другие, если не продолжают работу на снегу, то занимаются преподаванием всяческих водных видов спорта или работают в компаниях по так называемому экстремальному туризму.

Считается, что горнолыжный инструктор - это работа для молодых. Но, поверьте, это совсем не так. Мне приходилось работать в различных горнолыжных школах мира, и должен вам сказать, что количество инструкторов, кому за 50, составляет там основательный костяк. Более того, встречается немало прекрасных профессионалов, которые, пройдя 60-летнюю отметку, не уходят на пенсию. В одной из школ Андорры, например, работает замечательный инструктор Гилли, родом из Ирана, он был когда-то личным инструктором иранского шаха. Так ему уже к 80-ти, а он всё поднимается пешком по утрам на верхнюю станцию подъемника, часам к 8-ми, пока подъёмники ещё не пущены, отпирает школу, ставит слаломную трассу и катается до начала рабочего дня. Года два назад освоил лыжи параболической формы и новый подход к решению вопросов современной техники. Просто горнолыжный инструктор - этот стиль жизни, продлевающий молодость.

Да, конечно, во Франции, Австрии или Швейцарии и базовая цена одного часа занятий с инструктором евро 40-50, то есть около 1750 рублей - раза в три-четыре выше, чем у нас. Но ведь и станции горнолыжные в Альпах или в Пиренеях несколько более продвинутые, чем в России. Пока. По крайней мере. Однако, судя по всему, процесс-то пошёл. И появится в России в ближайшие лет немало современных горнолыжных станций, ничем не уступающих (будем надеяться) тем, куда мы все сейчас с удовольствием выезжаем - кто-то работать, а кто-то - отдыхать. Но вот будут ли у нас специалисты для работы и обслуживания этих станций? Если же мы, ожидая вступления России в ВТО, не предпримем соответствующих усилий, то потеряем значительную часть рынка в этой сфере зарубежным компаниям, имеющим куда более обширный опыт в данной области. А ведь речь идёт о стимуляции развития горнолыжной индустрии в стране, о пропаганде здорового образа жизни и, без сомнения, о серьёзной эволюции кузницы кадров большого спорта, о поднятии престижа российских горных лыж.

В основном, в горнолыжных странах подавляющее большинство людей первый раз становится на лыжи в детстве. Школы и колледжи регулярно организуют для своих учащихся, так называемые, белые недели. Тогда целые классы выезжают на горнолыжную практику - на полдня, на день, на неделю. Конечно, потом многое зависит от самих ребят, от их родителей, от политики региональных спортивных клубов и от предприятий, эти клубы спонсирующих, но первые шаги, первые впечатления, первые эмоции, вызываемые опытом на горе - всё это происходит под руководством инструктора. И часто, очень часто от того, каков этот первый опыт, зависит, будет ли продолжение. Как у детей, так и у взрослых. О чём я сейчас говорю? О массовом спорте? Да, пожалуй. Но ведь в России массовый спорт всегда являлся, как фундаментом для здоровья нации, так и кадровой базой для большого спорта. А относительное улучшение экономического состояния России вызвало рост внимания к горным лыжам не только как к спорту золотых медалей и Олимпиад, но и как к разновидности массового активного отдыха, доступного практически для всех слоёв населения.

Несомненно, что по мере появления в России современных горнолыжных станций будет расти и потребность в инструкторско-преподавательском составе. По мере повышения его квалификации и улучшения материального стимулирования необходимо будет повышать и требования к кандидатам и специалистам. Только с таким подходом возможно создание системы подготовки профессиональных инструкторов - методистов - преподавателей и её вывод на уровень реалий горнолыжного мира, а в дальнейшем добиться признания дипломов российских горнолыжных инструкторов во всех странах мира, свободной циркуляции специалистов, как это происходит, например, сейчас в альпийских странах - Франции, Италии, Швейцарии и Австрии. К слову сказать, в большей части горнолыжных стран диплом инструктора даёт право работы не только в горнолыжных школах, но и тренерской работы в клубах - в зависимости от уровня - например, школьном, муниципальном, региональном и т.д. В Канаде, например, после уровня национального инструктора есть ещё три тренерских уровня, высший из которых позволяет вести тренерскую работу со спортсменами уровня сборных страны.
В России на сегодняшний день - как раз пытаемся посчитать - существует более 300 горнолыжных клубов, школ, агентств, станций и других организаций, работающих в области преподавания горных лыж и сноуборда, но функционирующих без какой-либо единообразной системы, положение инструкторов в которых напоминает мне крепостное право. Вырастить в такой ситуации грамотных специалистов, отвечающих требованиям современного горнолыжного мира, практически невозможно. Если, конечно, вновь не ввести рабовладельческий строй.

Что же делать? И как это делать? Какой знакомый вопрос... В качестве первого необходимого шага - создание Национального Профсоюза Горнолыжных Инструкторов России - организации, юридически представляющей интересы профессионалов, разрабатывающей и обеспечивающей, в рамках существующего в стране законодательства, схему социальной, пенсионной и юридической защиты, лоббирующей положения и законы, регламентирующие открытие, деятельность, функционирование горнолыжных школ в России и систему оптимального взаимодействия школ и курортов.
10-го июня этого года на встрече представителей ряда горнолыжных организаций России было решено образовать Организационный Комитет по созданию Национального Профсоюза, и в настоящее время рабочая группа готовит проект Устава и другие учредительные документы. А 4-го ноября 2005 года, во время проведения Горнолыжного Салона в Гостином Дворе в Москве, планируется созыв Всероссийской Конференции горнолыжных школ и инструкторов, на которой основным вопросом как раз и будет вопрос о создании Национального Профсоюза.

Остаётся незатронутым немаловажный вопрос - о финансировании деятельности Учебного Центра Федерации Горнолыжного Спорта и Сноуборда России по линии государственного бюджета. А иначе на какие, спрашивается, деньги организовывать его работу, содержать профессорско-преподавательский состав соответствующего уровня, каким образом привлекать спортсменов, закончивших соревновательный период или собирающихся уходить из большого спорта, в качестве базы для создания этих кадров? Например, бюджет Национальной Школы Горных Лыж и Альпинизма в Шамони составляет 5.5 миллионов евро в год. Правда, как мне было как-то замечено на переговорах, они и шли к этому последние лет 50. Что ж! Мы только начинаем возрождать наши славные традиции, сохранённые, несмотря на распад и развал страны, отечественными тренерами в тяжёлых условиях профессиональной деятельности по подготовке горнолыжников-спортсменов и энтузиастами-методистами массового обучения, которые не прекращали своей работы и во времена перемен. Посмотрим, что будет у нас через 50 лет. Если доживём, конечно. Хотя говорят же, что русские долго запрягают, зато ездят быстро. Желательно, чтобы это символическое правило выполнялось хотя бы применительно к горным лыжам.

Для реализации этих Проектов необходима, вне всякого сомнения, команда топ-менеджеров и определённый, совсем не символический, бюджет. Что ж, команду мы начали формировать, а вот с бюджетом пока, как в известной присказке: - На вопрос "Как живёшь?" отвечал "Денег нет".


 

Member of skinet topsites